Способность детского стоматолога управлять поведением ребенка во время стоматологических вмешательств – одна из самых главных его компетенций. Профессиональное общение врача в процессе осмотра включает в себя:
- обмен информацией с родителями пациента;
- развитие доверительных отношений с ребенком;
- формирование у пациента позитивного отношения к стоматологии.
Таким образом, в процессе общения создается так называемый «треугольник» сотрудничества: врач, ребенок (вершина треугольника) и его родитель. Данная концепция отражает базовые отличия между лечением детей и взрослых и составляет фундамент детской стоматологии.
Цель данного обзора — обсуждение не медикаментозных, а психоло¬гических аспектов управления поведением ребенка в процессе стоматологического осмотра.
Типы поведения детей на приеме
Ни для кого не секрет, что каждый ребёнок – индивидуален. К детскому стоматологу приходят разные дети: кто-то боится врача, а кто-то с любопытством разглядывая инструменты, охотно вступает в беседу. В связи с этим различают несколько типов поведения детей на приеме:
- готовые к сотрудничеству хорошо воспринимают просьбы врача, и имеют позитивный опыт общения;
- способные к сотрудничеству дети настроены нейтрально или тревожно, однако способны выполнять инструкции врача и принимают лечение с настороженностью;
- не способные к сотрудничеству: дети сопротивляются, плачут, и всячески отказываются от общения.
Методики, применяемые для установления контакта с пациентом
Немедикаментозные методы, применяемые в процессе общения между врачом и маленьким пациентом, направлены на улучшение эмоционального состояния ребенка и создания положительной коммуникации, и включают в себя следующие приемы:
- игровая психотерапия;
- отвлечение, переключение внимания;
- поэтапное объяснение процедуры и вовлечение в нее ребенка (методика «Рассказываю, показываю, делаю»);
- использование музыки (музыкотерапия);
- использование рекомендательного подхода вместо прямой команды;
- невербальная поддержка: зрительный контакт, улыбка, прикосновения;
- игнорирование незначительных негативных проявлений;
- закрепление желаемого поведения: комплименты и поощрение (подарок).
Из поля зрения ребенка убираются все устрашающие инструменты. По окончании визита, нашим маленьким пациентам выдаются сказочные подарки и грамоты за смелость.
Напоминаем родителям, что записаться на профилактический осмотр к детскому стоматологу можно по телефону:
+7 (4012) 33-92-33 или +7 (4012) 33-44-88
Пять вопросов детскому стоматологу
До какого возраста присутствие родителей в кабинете обязательно?
До 3-4 лет присутствие родителей очень важно для ребенка. После 4-6 лет малыш уже может самостоятельно контактировать с врачом.
Каковы причины негативной реакции детей на врача?
Причины могут быть самые разные: ситуационная тревожность (белые халаты, свет, запах), прошлый негативный опыт, отсутствие мотивации, страх боли и т.д.
Как напряжение ребенка отражается на лечении зубов?
Напряжение отражает уровень психической мобилизации, и в данном случае выполняет конструктивную роль: чем выше уровень психологического напряжения, тем лучше бывает поведение ребенка в процессе лечения.
Каким образом поведение родителей влияет на ребенка?
Высокая тревожность родителей, которые находятся в кабинете вместе с ребенком, может усиливать опасения самого ребенка. Это может значительно осложнить коммуникации между врачом и пациентом и само лечение.
Можно ли ребенку взять с собой на прием любимую игрушку?
Конечно, отправляясь на прием, малыш может взять с собой любимую игрушку.
---
Таркинская Елена Васильевна, детский стоматолог
Используемая литература:
- Методы обследования пациента на приеме врача-стоматолога. Руководство для врачей. Г. Флейшер, 2019 г.
- Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство. Под ред. В.К. Леонтьева, Л.П. Кисельниковой, 2010 г.
Возможны противопоказания. Необходима консультация специалиста.